2. Магазин и наставник
Надо стараться выяснить - не
кто знает больше,
а кто знает лучше.
М. Монтень.
Второе, что рекомендую
начинающему из второй категории - а) найти магазин и б) найти тренера,
опытного наставника.
Вторая категория - самая
разнообразная. Электролеты позволяют выполнять полеты в одиночку, без
помощников. В этом их очевидный плюс и одновременно минус.
Даже если хобби ограничивается
одной моделью (что редко), вам так или иначе все равно придется закупать
запчасти, советоваться по ремонту и модернизации. В случае нескольких моделей вам
просто-таки придется жить с магазином, ждать поставок через него, рассчитывать
скидку и т.п. экономические и человеческие связи. Для снижения этой зависимости
логично иметь дело с несколькими магазинами - тогда выбор цен и качества
комплектующих будет шире, что облегчит жизнь.
От ассортимента магазина
впрямую зависит ваше развитие. Может оказаться, что в вашем районе магазины и
не слышали про электролеты.
Можно научиться полетам самостоятельно.
Но это займет гораздо больше времени, сил, денег и ресурса увлеченности - и все
равно в индивидуалисту без общения многие секреты полета будут недоступны.
Тренер не только сократит этот путь, но и предупредит от ошибок, научит
многому, что не описано в инструкциях, и главное - подготовит вас к соблюдению
цивилизованных правил коллективных полетов (что не вырабатывается в одиночку).
Существует замечательная вещь
- кабель "Тренер-Ученик", соединяющий передатчик тренера и
начинающего пилота. Тренер следит за полетом модели ученика и в любой
критический момент, в котором новичок наверняка растеряется и погубит модель,
берет управление на себя, выруливает и спасает модель. Адреналин у ученика
вырабатывается, и на фоне испуга он лучше запоминает свою ошибку.
Те магазины, в которых
продавцами работают моделисты, в списке своих услуг имеют и платное обучение
своих клиентов. В случае совсем неподготовленного новичка отказываться от этой
услуги неразумно. Для категории 4 этот этап просто обязателен.
Существует еще и электронный
суррогат тренера - компьютерный симулятор. В последнее время их развелось
немало - недорогих простейших, и дорогих со множеством возможностей,
великолепной графикой и немалыми требованиями к вычислительным ресурсам. Суть
их работы в том, что передатчик пилота специальным кабелем подключается к компьютеру
- и вы со своего передатчика управляете виртуальной моделью, параметры которой
можно подстроить под настоящую модель. Одни симуляторы дают лишь возможность
понять, куда и как двигать ручки управления, другие помогают освоит сложные
пилотажные фигуры. Плюс этого вида обучения-тренировки очевиден - разбивать
электронную модель дешевле, до тех пор, пока не научишься летать. Минус - в
жизни все несколько иначе, чем на экране. Симулятор не расскажет вам, как надо
исправлять ошибку.
Тем не менее симулятор настойчиво
рекомендую как начинающим, так искушенным пилотам - для отработки новых фигур,
для разминки и восстановления после долгого перерыва, наконец, просто для
полетов при неблагоприятной погоде.
Если самолет доступен к
управлению и без симулятора, по определению летает сам, то вертолет на месте
продавцов я бы продавал клиенту только после сдачи экзамена на симуляторе -
тест висения на месте в течение хотя бы минуты.
Категория 3 автоматически
решает обе заявленные задачи. В доброжелательной тусовке электролетчиков
новичка неизбежно подтянут до своего уровня, снабдят запчастями, помогут в
ремонте, зарядят аккумулятор и обеспечат адресами магазинов или даже прямых
поставщиков. (Наша тусовка Московского клуба электролетчиков именно такая.)
Другое дело - тусовка диктует свои законы, и при необходимости развиваться
дальше поперек ее направления прийдется самостоятельно.
Ваш покорный слуга в разное
время испытал на себе все эти варианты обучения и повышения мастерства (кроме
тренерского кабеля). И любой из нас не упускает возможности развития. Век живи
- век учись (и тогда, подобно мудрецу, можешь смело заявить о своем полном
незнании).
0. Начало.
1. Мысли, желания и возможности.
2. Магазин и наставник
3. Покупка первой модели
4. Приобретение аппаратуры радиоуправления.
5. Схемы управления самолета
6. Предполетная подготовка
7. Первый полет
8. Разбор полетов
9. Упражнения.
10. На распутье.
|