...не знаю я, что надо
делать для выполнения этой фигуры.
Руки как-то сами двигают ручки
управления...
и вот она сама получилась.
Признание одного опытного
радиопилота.
Гадким утятам, будущим лебедям.
а возможно - стрижам, орлам, соколам и прочим достойным представителям пернатых, коими обычно величают лучших летчиков а именно - начинающим электролетчикам
адресована эта статья. Предисловие.
Лучшим каждому кажется то, к
чему он имеет охоту.
К. Прутков.
(для любопытных, можно не читать) Обычно на
солидных сайтах по радиоуправлению статьи для начинающих, где закладываются
основы дальнейшего развития радиопилота, поручают самым почтенным и
ответственным товарищам, обладающим не только опытом, но и педагогическими
способностями. Одна из важнейших - способность не только внятно объяснить свои
и чужие действия (см. эпиграф перед заголовком :), но и описать сложное
посредством простого. Разница т.н. исследовательского и аналитического типов
поведения зачастую приводит к тому, что хорошо учит тот, кто сам мало умеет. И
наоборот, блестящие пилоты не в состоянии толком объяснить, что и как они
делают и почему. Теоретики аэродинамики еще больше усугубляют ситуацию, ибо
зачастую понятны лишь себе подобным.
Так получилось, что на нашем
сайте я старейший электролетчик (правда, но не самый опытный пилот и не с самым
большим стажем радиомоделизма вообще). Мне приходилось заниматься
популяризацией нашего увлекательного хобби, еще когда оно казалось многим
моделистам несерьезным. Сейчас уже несколько десятков человек могут признаться,
что в электрорадиоавиамоделизм их привели мои первые статьи или советы или мое
непосредственное обучение умению держаться в воздухе. Получается, что мне и
карты в руки в написании такой статьи.
Тем не менее, продолжаю считать,
что мнение одного человека даже семи пядей во лбу, даже самых широких взглядов,
не может охватить всю проблему и быть истиной в последней инстанции. В лучшем
случае человек научит тому, чем занимается сам, в чем силен, да и то с
поправкой на предвзятость и искажения. В случае положительной обратной связи
возникает соблазн гордыни на почве всезнания и непогрешимости. Неоднократно
наблюдал, как после подобных статей автор немедленно обрастал самомнением и
чрезмерным самоуважением, с ощущением избранности, хотя открыл страждущим лишь
одну сторону явления.
И это не может не отразиться
на качестве статей. Обычно это объект двусторонней критики - то статья слишком
сложна и заумна, то слишком популярна и даже примитивна до вульгарных
упрощений. Только ленивый не бросит камень в автора - и будет прав в своей
частности.
Тяжело писать статьи для
начинающих. Трудно балансировать между простотой, понятностью, и грамотностью
изложения. Популярная статья просто обречена на упрощенность и "научную
нестрогость" в угоду понятности читателю. (Давайте еще расскажем
начинающему про фокус крыла и научим его находить.)
Зная это, мне не особо
хотелось становится автором такой статьи. Хотя многие меня и считают учителем и
советчиком (а то и обзывают гуру, мэтром и еще каким-то словом, не помню, бес с
ними, нехай называют), хотя и накопилось материала предостаточно, хотя и сам не
так давно был начинающим и вроде все помнится, ан все же... Становясь учителем,
лишаешься очень важного права, без которого браться за что-то новое невозможно
- права на ошибку. Как ты можешь кого-то учить, если сам только что разбился?
Э-э, нет, парень, ныкакой ты нэ командыр...
Думал так: исчерпаюсь, доживу
до творческой импотенции - вот тут самое время учить других... Ну, точно по
Чехову - кто там любит учить... Вот только прогресс в электролетстве движется
слишком быстро, и к этому времени мои знания никому не будут нужны.
А нужны они сейчас. Буквально
к началу следующего сезона. Все новые и новые люди примкнут к нашему движению
электролетчиков. Купят модель, аппаратуру и будут ждать потепления. И мои
советы могут опоздать. И я не уверен, что у всех хватить упрямства учится
самостоятельно, преодолевая неудачи, так как делал это я, девять лет назад.
Ох, возьмусь я за это дело. Не
миновать. Это нужно людям, это нужно сайту... а, авось и мне пригодится.
Итак. Эта статья посвящена
очень узкому вопросу - обучение управлению по радио авиамодели на электрической
тяге. (А не авиамоделям вообще и радиоуправлению вообще). Здесь приведен не
только личный опыт автора, но и все те полезные приемы других, которые автор
где-либо когда-либо подцепил, запомнил, опробовал и посчитал нужным привести
здесь. Это дает основания для объективного изложения, но все равно остается
личным мнением автора, доступным для оспаривания в целях уточнения и улучшения,
но не для самоутверждения.
Фу, отмазался. Теперь попробую объять необъятное.
1. Мысли, желания и возможности.
2. Магазин и наставник
3. Покупка первой модели
4. Приобретение аппаратуры радиоуправления.
5. Схемы управления самолета
6. Предполетная подготовка
7. Первый полет
8. Разбор полетов
9. Упражнения.
10. На распутье.
Автор: Евгений Рыбкин
|